Изменение утильсбора не снизит доступность массовых категорий автомобилей
Минпромторг РФ предлагает изменить с 1 ноября принцип расчета утилизационного сбора для легковых автомобилей в РФ: теперь базовая ставка станет зависеть от типа и объема двигателя, а его мощность — влиять на повышающий коэффициент по прогрессивной шкале.
Министр промышленности и торговли РФ Антон Алиханов рассказал в интервью ТАСС, как эти изменения повлияют на стоимость автомобилей, какие машины не подпадут под новый утильсбор, для каких категорий сохранятся льготные коэффициенты
По его словам, есть четкие цели развития собственного производства автомобилей в различных сегментах, они обозначены в стратегии развития автомобильной промышленности до 2035 года. Ее ключевые положения направлены на достижение технологического суверенитета в автопроме и в смежных отраслях, создание собственной санкционностойкой компонентной и инженерной базы, сохранение и развитие собственных компетенций и технологических процессов.
Эти задачи формировались на протяжении 2022 года, когда страна столкнулась с беспрецедентными внешними санкциями, из-за которых в тот период российский автопром оказался в числе наиболее пострадавших отраслей. В ряде случаев заводы были вынуждены остановить конвейеры, кратно срезать объемы выпуска из-за отказа бывших зарубежных партнеров обеспечивать поставки необходимых комплектующих.
«С тех пор мы совместно с автозаводами, производителями компонентов, предприятиями смежных отраслей сделали значительный рывок вперед», — отметил Антон Алиханов.
По итогам прошлого года объемы производства автомобилей в РФ превысили 967 тыс. штук, что на 15,3% больше 2023 года и примерно в полтора раза больше, чем в 2022 году.
«Только в легковом сегменте в стране производятся автомобили более 20 брендов. На наших собственных сборочных линиях стоят более 50 моделей: седаны, кроссоверы, высокопроходимые автомобили, пикапы. Есть конструктивные решения и с двигателями внутреннего сгорания, и на газомоторном топливе, выпускаются и электромобили, и последовательные гибриды.
Не менее широкая палитра представлена в сегментах легковых коммерческих автомобилей и грузовых автомобилей — «УАЗ», «Газ», «Соллерс», «Камаз», «Урал». К концу года ожидаем запуск серийного производства автомобилей БАЗ. Наши бренды здесь также занимают доминирующую позицию на рынке. Технологически мы уже дошли до беспилотных грузоперевозок, которые в рамках экспериментальных правовых режимов запущены на нескольких федеральных трассах. Это одно из достижений отрасли, которое доказывает, что компетенции наших машиностроителей уже давно не уступают по конкурентоспособности крупным мировым игрокам», — рассказал он.
Задача по развитию российского производства критически важных для отрасли комплектующих остается приоритетной.
И безусловно, сложно переоценить вклад наших заводов в обеспечение оборонобезопасности России — только по линии работы с Народным фронтом за период с 2022 года передано военным порядка 6 тыс. востребованной на фронте техники.
В этом году, несмотря на новые вызовы, отрасль не сворачивает свои инвестпрограммы, запускается производство новых моделей — на конвейер встали, например, новая Lada Iskra, минивэн Sollers SP7, несколько моделей российского бренда Tenet, гибриды Voyah. В планах до конца года также запуск электромобиля «Атом», эта работа идет по графику.
Предлагаемые изменения в расчете утильсбора не повлияют на доступность самых массовых категорий автомобилей. На данный момент льготные коэффициенты действуют для физических лиц, которые ввозят автомобили с объемом двигателя до 3 л. Рассматриваемая же после «перехода» планка — это льгота на автомобили с мощностью двигателя до 160 л.с., доля таких транспортных средств в российском автопарке превышает 80%.
На примере динамично растущего авторынка 2024 года: когда было реализовано на 47% больше легковых автомобилей, чем в 2023 году, физлицами было ввезено порядка 218 тыс. машин с мощностью двигателя свыше 160 л.с. Это всего 11% от общего объема российского рынка легковых автомобилей за прошлый год и 16% от всех импортированных в Россию легковых автомобилей.
То есть предлагается сохранить действие льготных коэффициентов для массовых машин с мощностью двигателя до 160 л.с., наиболее востребованных у населения. Сумма утильсбора для них останется той же — 3,4 тыс. рублей за новый автомобиль и 5,2 тыс. рублей за автомобиль старше трех лет.
Корректировка утильсбора не повлияет на стоимость отечественных автомобилей, в том числе выпускаемых на перезапущенных площадках, поскольку российским автопроизводителям доступен комплекс мер государственной поддержки.
По опыту прошлых лет прямой корреляции между ставками утильсбора и ценами на автомобили все же нет. В части иномарок куда более значительное влияние на их конечную стоимость оказывают колебания курсов валют, логистические издержки, ограничения, связанные с внешним санкционным давлением. При этом в текущих условиях ситуация с затовариванием складов будет способствовать снижению рисков значительных скачков цен, изменения конечной стоимости затронут лишь некоторые модели. По большей части это машины, которые поставляются по параллельному импорту, и тех брендов, которые из-за санкций прекратили свою деятельность в РФ.
Переходя к официальным данным Росстата, можно сравнить стоимость новой легковой иномарки в июле этого года и в июле прошлого. За этот период в рамках утвержденной в прошлом году долгосрочной шкалы индексации утильсбора прошли два «шага» — с октября 2024 года и с января 2025 года. В итоге средняя цена на новый легковой автомобиль иностранной марки за год выросла всего на 1,85% — ниже уровня инфляции.
Согласно проекту, с 2030 года максимальная сумма утилизационного сбора на некоторые иномарки составит до 10 млн рублей.
Речь идет о ставке для легкового автомобиля старше трех лет с двигателем более 3,5 л и мощностью свыше 500 л.с. Причем не нынешней ставки, а рассчитанной на 2030 год.
Проект нормативно-правового акта не имеет обратной силы и не затронет те автомобили, которые уже эксплуатируются на территории РФ.
В структуре рынка б/у иномарок в 2024–2025 году модели мощностью до 160 л.с. также занимают доминирующую долю — более 80%. Льгота для них продолжит действовать.
Сейчас важно сохранить нашу меру господдержки в виде льготного коэффициента для граждан, которые по различным причинам выбрали привезти себе именно такую иномарку мощностью до 160 л.с. Эта льгота практически не менялась с момента появления утильсбора в России, и сейчас это вызвало значительный структурный перекос рынка, сформировав искусственные преимущества для ввоза физлицами по сравнению с официальным рынком и дилерами. Если в августе 2024 года доля ввоза частными лицами составляла 36% от общего объема импорта новых автомобилей, то в августе текущего года этот показатель вырос уже до 72%. Это показатель прямого перехода рынка в серый, нецивилизованный сегмент, в котором участники процесса также пренебрегают уплатой положенных налоговых платежей, являясь по сути полноценными коммерческими игроками. Более того, такие машины не обеспечиваются гарантией, обслуживанием, запчастями, что, в свою очередь, уже может навредить безопасности дорожного движения.
Кроме того, для дополнительной поддержки многодетных семей в мае 2025 года мы возобновили действие подпрограммы «Семейный автомобиль», которая предполагает скидку в 10% на покупку отечественных автомобилей с двигателем внутреннего сгорания (в ДФО действует скидка 25%, а на электромобили и последовательные гибриды для всех категорий заемщиков на территории всей страны — 35%). Под ее действие, например, подпадают все модели Lada, УАЗ, «Москвич-3» и 3е, электромобили и гибриды бренда Evolute и Voyah, которые производятся в Липецкой области.