Разъясняем закон
Как прикрепиться к поликлинике?
Прикрепить к поликлинике себя или несовершеннолетнего ребенка можно посредством портала «Госуслуги» или в регистратуре поликлиники. Для подачи заявления на портале «Госуслуги» понадобится подтвержденная учетная запись. Уведомление о прикреплении придет в течение 6 рабочих дней в личный кабинет.
В случае личного обращения в регистратуру поликлиники необходимо иметь при себе следующие документы:
- паспорт РФ либо иной документ, удостоверяющий личность;
- полис обязательного медицинского страхования;
- СНИЛС - при наличии.
Если к поликлинике прикрепляется ребенок, то потребуется паспорт родителя, свидетельство о рождении или паспорт ребенка, полис ОМС ребенка и его СНИЛС. Прикрепление займет до 6 рабочих дней – подробную информацию сообщат сотрудники медицинского учреждения.
По результатам рассмотрения заявления граждан также может быть отказано в прикреплении к поликлинике в следующих случаях:
- превышена численность прикрепленных пациентов. В прикреплении не по месту регистрации могут отказать, если все участковые терапевты в выбранной поликлинике перегружены;
- регион прикрепления по полису ОМС отличается от региона проживания. В данном случае нужна изменить регион страхования или страховую организацию;
- прошло меньше года со дня последнего прикрепления. Сменить поликлинику по желанию можно один раз в год.
В случае несогласия с принятым решением необходимо обратится в страховую организацию, оформлявшую полис ОМС, которая проверит правомерность отказа и разъяснит дальнейший порядок действий.
Предусмотрено создание реестра должников по алиментам
Федеральным законом от 29.05.2024 № 114-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «Об исполнительном производстве», согласно которым предусмотрено создание реестра должников по алиментам. Закреплено, что сведения о должниках по алиментным обязательствам, привлеченных к административной или уголовной ответственности за неуплату средств на содержание несовершеннолетних детей или нетрудоспособных детей, достигших восемнадцатилетнего возраста, либо нетрудоспособных родителей или объявленных судебным приставом-исполнителем в розыск, содержащиеся в банке данных в исполнительном производстве, включаются в реестр должников по алиментным обязательствам, являющийся составной частью банка данных в исполнительном производстве.
Должник по алиментным обязательствам в течение суток с момента включения сведений о нем в реестр должников и исключения таких сведений из указанного реестра извещается об этом.
Дата принятия судебного акта о привлечении должника к административной или уголовной ответственности за неуплату средств на содержание несовершеннолетних детей или нетрудоспособных детей, достигших восемнадцатилетнего возраста, либо нетрудоспособных родителей отнесена к общедоступным сведениям, содержащимся в банке данных. Такие сведения вносятся в реестр должников по алиментным обязательствам в течение 5 дней с момента их поступления в Федеральную службу судебных приставов .
Сведения по исполнительным производствам, должники по которым включены в реестр должников по алиментным обязательствам, являются общедоступными до исключения таких сведений о должнике из указанного реестра в связи с полным погашением задолженности или по другим основаниям, установленным в соответствии с порядком создания и ведения банка данных.
В целях получения актуальной информации о трудоустройстве должника Федеральная служба судебных приставов может запрашивать в автоматическом режиме соответствующую информацию у органов государственной власти, иных органов, государственных внебюджетных фондов, организаций с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.
Изменения вступили в силу с 25.05.2025
Ограничение выезда за пределы Российской Федерации
В соответствии со ст. 64 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.
Судебный пристав-исполнитель вправе совершать исполнительные действия в виде установления временных ограничений на выезд должника из Российской Федерации. В соответствии с п. 1 ст. 67 указанного Федерального закона такая мера применяется при неисполнении должником в установленный срок без уважительных причин требований, содержащихся в исполнительном документе. Постановление о временном ограничении выезда судебный пристав-исполнитель вправе вынести по заявлению взыскателя или собственной инициативе.
Основанием для вынесения постановления о временном ограничении должника на выезд из Российской Федерации является неисполнение должником в установленный для добровольного исполнения срок без уважительных причин содержащихся в исполнительных документах следующих требований:
- о взыскании алиментов, возмещении вреда, причиненного здоровью, возмещении вреда в связи со смертью кормильца, имущественного ущерба и (или) морального вреда, причиненных преступлением, если сумма задолженности по такому исполнительному документу превышает 10 тыс. рублей;
- требований неимущественного характера;
- иных требований, если сумма задолженности по исполнительному документу (исполнительным документам) составляет 30 тыс. рублей и более.
Право на вынесение постановления о временном ограничении должника на выезд из Российской Федерации по иным требованиям, сумма задолженности по которым превышает 10 тыс. рублей, возникает у судебного пристава по истечении двух месяцев со дня окончания срока для добровольного исполнения должником требований исполнительного документа.
Если исполнительный документ не является судебным актом или выдан не на основании судебного акта, то судебный пристав-исполнитель или взыскатель, участвующий в соответствующем исполнительном производстве, вправе обратиться в суд с заявлением об установлении для должника временного ограничения на выезд из Российской Федерации. На основании вступившего в законную силу судебного акта, устанавливающего для должника временное ограничение на выезд из Российской Федерации, судебный пристав-исполнитель не позднее дня, следующего за днем получения соответствующего судебного акта, выносит постановление о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации.
При предъявлении исполнительного документа в службу судебных приставов в заявлении взыскателя может содержаться ходатайство об установлении для должника ограничения права выезда за пределы РФ, если исполнительный документ выдан на основании судебного акта или является судебным актом.
Копии вынесенного судебным приставом-исполнителем постановления о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации направляются должнику, в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и в пограничные органы.
Таким образом, гражданам, выезжающим за пределы РФ, необходимо заблаговременно оплачивать имеющиеся задолженности и принимать во внимание временные рамки процедуры прохождения снятия запрета на выезд.
Привлечение к труду несовершеннолетних в выходные и нерабочие праздничные дни в период летних каникул
Статьей 268 Трудового кодекса РФ установлен запрет на направление в служебные командировки, привлечение к сверхурочной работе, работе в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни работников в возрасте до 18 лет.
Вместе с тем Федеральным законом от 07.04.2025 № 63-ФЗ в указанную статью внесены изменения, устанавливающие возможность привлечения к работе лиц в возрасте от 14 до 18 лет в выходные и нерабочие праздничные дни в период летних каникул.
Так, работодатель имеет право привлекать работника в возрасте от 14 до 18 лет к работе в выходные и нерабочие праздничные дни, выполняемой в период летних каникул по направлению органов службы занятости населения или в составе студенческих отрядов, включенных в федеральный или региональный реестр молодежных и детских объединений, пользующихся государственной поддержкой, в следующих случаях:
1. в случае, если работник достиг возраста 15 лет, с письменного согласия работника;
2. в случае, если работник не достиг возраста 15 лет, с письменного согласия работника и одного из его родителей (попечителя);
3. в отношении несовершеннолетнего лица, указанного в ч. 4 ст. 63 Трудового кодекса РФ, с письменного согласия работника и органа опеки и попечительства или иного законного представителя несовершеннолетнего лица.
Указанные изменения вступают в силу с 1 сентября 2025 года.
Родители детей-инвалидов имеют право на досрочный выход на пенсию
Родители, чьи дети имеют инвалидность, могут досрочно выйти на пенсию. Такое право появляется при условии воспитания ребенка с инвалидностью до 8-летнего возраста.
Этим правом наделяются как женщины, так и мужчины. Чтобы воспользоваться льготой отец ребенка (законный представитель) должен иметь стаж не менее 20 лет, мать (законный представитель) - 15 лет, и индивидуальный пенсионный коэффициент (ИПК) не менее 30.
Досрочно выйти на страховую пенсию может один из родителей. В соответствии со ст. 12 Федерального закона «О страховых пенсиях» в страховой стаж наравне с периодами работы, иной деятельности засчитывается период ухода за ребенком с инвалидностью одному из родителей. За один календарный год будет установлено 1,8 индивидуального пенсионного коэффициента.
Обратиться с заявлением можно в территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования РФ:
- лично;
- посредством направления заявления по почте;
- через личный кабинет на сайте Фонда пенсионного и социального страхования РФ;
- через подачу заявления посредством услуг доверенного лица (при наличии доверенности, заверенной нотариусом).
Определены минимальные требования к отделке помещений в новостройках
В соответствии с требованиями части 4.7 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2004 №214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 19.02.2025 № 91/пр на ближайшие 6 лет утверждены минимальные требования к результату производства отделочных работ на объекте долевого строительства и входящих в состав такого объекта долевого строительства элементов отделки.
В приказе определены допустимые размеры отклонений для стен в помещениях с разной высотой (оштукатуренных, отделанных керамической или керамограиитной плиткой), для оштукатуренных поверхностей откосов разной длины; для поверхностей напольных покрытий (паркета, линолеума, керамогранита и др.); для оштукатуренного, подвесного, натяжного потолка.
Зафиксировано, что на стенах с обоями не допускается их нахлест на внешних углах, а на стенах, облицованных керамической или керамогранитной плиткой, - пропуски и выпадения заделки межплиточных швов.
Максимально допустимый размер зазоров между плинтусом и покрытиями пола, стен - 4 мм. Зазоры между смежными элементами напольного покрытия нельзя делать больше: - 0,5 мм - для паркетной или инженерной доски; - 0,2 мм для штучного паркета. Полотно натяжного потолка не может провисать более 10 мм на каждый 1 м по диагонали потолка.
Требования, предъявляемые к результату производства отделочных работ на объекте долевого строительства и входящих в состав такого объекта долевого строительства элементов отделки в стандарте застройщика, являющемся условием договора участия в долевом строительстве, не могут быть ниже установленных вышеназванным приказом Минстроя России.
Уголовная ответственность за коррупционные нарушения
Для эффективного и успешного развития общества, обеспечения безопасности и благосостояния государства и проживающих в нем граждан важную роль играет борьба с преступностью, в том числе с правонарушениями коррупционной направленности. Особое значение в противодействии коррупции отведено мерам по профилактике, среди которых важную роль играет формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению.
Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» установлены основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
Одним из важных принципов противодействия коррупции в Российской Федерации является неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений. Важно отметить, что орудием в руках системы правоохранительных и надзорных органов, органов судебной власти в борьбе с коррупционными преступлениями является Уголовный кодекс РФ. Так, за получение взятки статьей 290 Уголовного кодекса РФ предусмотрено суровое наказание - штраф до 5 миллионов рублей, лишение свободы до 15 лет.
Наказание также предусмотрено и за дачу взятки. Статья 291 Уголовного кодекса РФ предусматривает в качестве максимального наказания штраф в размере до 4 миллионов рублей, а также лишение свободы -до 15 лет. Возможно лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 10 лет.
Следует знать! Лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию, расследованию преступления, либо в отношении его имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица, либо лицо после совершения преступления добровольно сообщило в орган, имеющий право возбудить уголовное дело о дачу взятки.
С 03.02.2025 в Закон об ОСАГО внесены изменения, согласно которым оформление извещения о ДТП в электронном виде возможно оформить через сайт страховой компании.
Федеральным законом от 03.02.2025 № 7-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11.1 и 17 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» установлено, что извещение о ДТП в электронном виде может быть составлено по форме, установленной Банком России, с использованием Единого портала госуслуг, официального сайта или мобильного приложения страховщика (при наличии), либо с использованием информационных систем профессионального объединения страховщиков.
Доступ к официальному сайту страховщика в сети «Интернет» (мобильному приложению) и к информационным системам профессионального объединения страховщиков для совершения указанных действий может осуществляться в том числе с использованием ФГИС «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме».
Увеличен размер стандартного налогового вычета
Положениями статьи 218 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрены случаи получения гражданами стандартных налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ). Указанный вычет распространяется на родителя, супруга (супругу) родителя, усыновителя, на обеспечении которых находится ребенок.
Так, размер стандартного налогового вычета на первого ребенка остался прежним и составил 1 400 руб. в месяц, однако с 01.01.2025 размер вычета на второго ребенка увеличен до 2 800 руб., на каждого последующего – до 6 000 руб.
Стандартный налоговый вычет гражданину обязан начислять работодатель до того месяца, пока его общий доход с начала года не превысит 450 тыс. руб.
В случае отсутствия у работодателя сведений о наличии у гражданина на иждивении ребенка такие данные необходимо предоставить, подавать при этом отдельное заявление в силу абз. 13 п. 4 ч. 1 ст. 218 Налогового кодекса РФ гражданину не требуется.
Обжалование решений налоговых органов
Порядок обжалования решений налогового органа регламентирован Налоговым кодексом Российской Федерации, согласно ст. 137 которого каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению этого лица, такие акты, действия или бездействие нарушают его права.
Статьей 138 НК РФ определено, что такие акты, действия или бездействие могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган и (или) в суд, при этом акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц налогового органа в судебном порядке могут быть обжалованы только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган.
В силу ч. 5 ст. 4 АПК РФ для экономических споров, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, соблюдение досудебного порядка урегулирования спора перед обращением в арбитражный суд является обязательным, в частности по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) налоговых органов и их должностных лиц, принятых ими при реализации полномочий, установленных законодательством о налогах и сборах.
В соответствии со ст. 9 Закона Российской Федерации от 21.03.I991 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации», п. 3 ст. 31 НК РФ вышестоящим налоговым органам предоставлено право отменять решения нижестоящих налоговых органов в случае их несоответствия федеральным законам и иным нормативным правовым актам, законодательству о налогах и сборах.
Участники специальной военной операции освобождены от взыскания исполнительского сбора
С 1 декабря 2024 года вступили в силу внесенные в Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» изменения относительно прав участников специальной военной операции.
Так, внесенными изменениями закреплено, что исполнительский сбор теперь не взыскивается в случаях, когда исполнительное производство возбуждено по исполнительным документам в отношении должника-гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, если данное лицо: участвует в боевых действиях в составе Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в проведении контртеррористической операции; призван на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации; принимает участие в специальной военной операции; является военнослужащим органов ФСБ, непосредственно выполняющим задачи по обеспечению безопасности на участках, примыкающих к районам проведения специальной военной операции; является военнослужащим или лицом, имеющим специальное звание полиции, проходящим военную службу (службу) в войсках Росгвардии, сотрудником органов внутренних дел, выполняющим задачи по оказанию содействия органам ФСБ на участках, примыкающих к районам проведения специальной военной операции.
Ранее вынесенные и неисполненные постановления о взыскании исполнительского сбора отменяются судебным приставом-исполнителем в указанных случаях.
Установлена уголовная ответственность за несообщение о преступлениях диверсионной направленности
Федеральным законом от 21.04.2025 № 102-ФЗ «О внесении изменения в статью 205.6 Уголовного кодекса Российской Федерации» с 02.05.2025 в Уголовный кодекс Российской Федерации введена ответственность за несообщение о преступлениях диверсионной направленности.
В частности, статья 205.6 УК РФ, предусматривающая ответственность за несообщение о преступлениях, дополнена указанием на статьи 281, 281.1, 281.2, 281.3 УК РФ.
Таким образом, уголовно наказуемым теперь является несообщение в уполномоченные органы о том, что лицо готовит, совершает или совершило такие преступления как:
- диверсия;
- содействие диверсионной деятельности;
- прохождение обучения в целях осуществления диверсионной деятельности;
- организация диверсионного сообщества и участие в нем.
Указанные изменения вступили в силу 02.05.2025.
Ужесточение требований к отчету об управлении многоквартирным домом
Федеральным законом от 07.06.2025 № 125-ФЗ предусмотрена обязанность управляющей компании, товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива представлять собственникам помещений отчет за предыдущий год в I квартале текущего года по форме Минстроя. Он же перечислит сведения для обязательного раскрытия.
Отчитываться по новым правилам необходимо с I квартала 2026 года.
Сейчас в договоре управления можно установить, в частности, иной порядок публикации отчета. Его составляют в свободной форме.
Установлена ответственность за несоблюдение запретов в области производства или оборота табачных изделий, табачной продукции, никотинсодержащей продукции и (или) сырья для их производства
Федеральным законом от 07.06.2025 №148-ФЗ внесены изменения в статьи 14.67 и 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Установлена ответственность для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц за несоблюдение запретов в области производства или оборота табачных изделий, табачной продукции, никотинсодержащей продукции и (или) сырья для их производства.
Для индивидуальных предпринимателей размер административного штрафа составит от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей, а для юридических лиц - от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей. В обоих случаях предусмотрена конфискация изделий, продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов или иных предметов, использованных для производства и оборота табачных изделий, табачной продукции, никотинсодержащей продукции и (или) сырья для их производства.
Рассматривать дела об указанных административных правонарушениях будут судьи арбитражных судов.
За продажу несовершеннолетнему безалкогольного тонизирующего напитка (в том числе энергетического) установлены штрафы до 500 тысяч рублей
Федеральным законом от 07.06.2025 №149-ФЗ внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
Установлены штрафы до 500 тысяч рублей за продажу несовершеннолетнему безалкогольного тонизирующего напитка (в том числе энергетического).
Правонарушение повлечет наложение административного штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предусмотрено, что дела об указанных правонарушениях рассматривают органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие региональный государственный контроль (надзор) в области продажи безалкогольных тонизирующих напитков (в том числе энергетических).
Работодатель наделен правом снижать размеры премий работникам с дисциплинарными взысканиями
Федеральным законом от 07.06.2025 №144-ФЗ внесены изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации, позволяющие работодателям снижать размеры премий работникам с дисциплинарными взысканиями.
Статья 135 ТК РФ дополнена положением, предусматривающим, что при установлении систем премирования коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, будут определяться виды премий, их размеры, сроки, основания, а также условия их выплаты работникам, в том числе с учетом качества, эффективности и продолжительности работы, наличия или отсутствия дисциплинарного взыскания и др.
При этом в локальном нормативном акте, устанавливающем систему премирования, работодатель с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации вправе предусмотреть условие о том, что снижение размера премии работнику в связи с применением к нему дисциплинарного взыскания осуществляется в отношении только тех входящих в состав его заработной платы премий, которые начисляются за период, в котором к работнику было применено соответствующее дисциплинарное взыскание. Размер такого снижения премии не может приводить к уменьшению размера месячной заработной платы более чем на 20 процентов.
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2025 года.
Изменен вид уголовного преследования в отношении клеветы
Федеральным законом от 07.06.2025 №146-ФЗ внесены изменения в статью 20 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.
Изменен вид уголовного преследования в отношении клеветы.
Уголовные дела о клевете без отягчающих обстоятельств переведены в категорию уголовных дел частно-публичного обвинения, которые возбуждаются по заявлению потерпевшего или его законного представителя, но прекращению в связи с примирением потерпевшего с обвиняемым не подлежат.
Что делать, если на машину упало дерево?
Если Ваш автомобиль застрахован от наступления такого страхового случая, Вы вправе получить страховое возмещение от страховой компании, которая приобретает право регрессного требования к виновному лицу.
Однако если автомобиль не застрахован, Вы вправе самостоятельно обратиться в суд к виновнику с требованием о возмещении денежных средств, потраченных на ремонт или необходимых для ремонта согласно экспертной оценке.
К примеру, если дерево упало на автомобиль рядом с домом, ответственность за содержание которого распространяется на управляющую компанию, такая компания будет также нести ответственность и за причинение соответствующего вреда автомобилю (в силу Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491).
Если упавшее дерево, располагалось на земельном участке, собственность на которое не разграничена, либо на участке, находящемся в муниципальной собственности, не относящемся к многоквартирному жилому дому, виновником будет выступать орган местного самоуправления на основании статей 14, 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В случае, если Вы по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не можете самостоятельно обратиться в суд, иск в Ваших интересах может подать прокурор. Соответствующее заявление Вы можете подать в прокуратуру по месту нахождения виновника.
Противодействие коррупции на предприятиях
В соответствии со ст. 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273 ФЗ «О противодействии коррупции» организации должны принимать меры по предупреждению коррупции.
Данные меры по предупреждению коррупции, принимаемые в организации, могут включать в себя определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных правонарушений и иных связанных с ними:
сотрудничество организации с правоохранительными органами;
разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации;
предотвращение и урегулирование конфликта интересов;
недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.
В рамках указанных требований закона в организациях разрабатываются и утверждаются антикоррупционные документы, в том числе:
Положение о комиссии по противодействию коррупции; Кодекс этики и служебного поведения работников;
Положение по предотвращению и урегулированию конфликта интересов в организации;
План мероприятий, направленных на профилактику, предотвращение и выявление коррупции.
Специальные обязанности в связи с предупреждением и противодействием коррупции могут устанавливаться для: определенной категории лиц, работающих в организации; лиц, ответственных за реализацию антикоррупционной политики, работниками, чья деятельность связана с коррупционными рисками; лиц, осуществляющих внутренний контроль и аудит.
При условии закрепления обязанностей работника в связи с предупреждением и противодействием коррупции в трудовом договоре работодатель вправе применить к работнику меры дисциплинарного взыскания, включая увольнение, при наличии оснований, предусмотренных ТК РФ, за совершение неправомерных действий, повлекших неисполнение возложенных на него трудовых обязанностей.