21 марта - адыгский Новый год
Раньше у адыгов было много календарных праздников, сопровождавшихся обрядовыми играми, танцами, песнями, импровизацией стихов: праздники, связанные с весенне-полевыми работами (их было множество); праздники, посвященные победам в сражениях за родную землю против многочисленных захватчиков; праздники урожая; и, конечно, свадебные и иные праздники. Здесь мы опишем небольшую часть празднования Нового года у адыгов.
Много прекрасных обычаев и праздников унесло неумолимое время. Одно из адыгских преданий доносит до наших дней прекрасный обычай, существовавший вплоть до начала XX века.
В этом предании выражено бережное отношение адыгов к прошлому, чувство большой ответственности перед будущим... В нем отзвуки подвигов, песни, посвященные героям. В нем призыв предков быть верными их заветам.
Адыгский Новый год наступал в день весеннего равноденствия. В эту ночь созвездие Вагоба выходит из земли. А раз так, отныне в землю будут проникать солнечные лучи, они разбудят и вытянут, позовут из земли траву, растения, злаки...
Новый год у адыгов праздновался 21 марта, когда природа сбрасывает с себя оковы зимнего сна и наполняет сердца обещанием счастья, удачи и благополучия.
САУСЭРЫКЪО
В этот день адыги ежегодно ждут появления героя эпоса адыгов «Нарты», бесстрашного и самоотверженного САУСЭРЫКЪО (прообраза греческого Прометея). Много подвигов совершил могучий нарт: вернул похищенные великаном-злодеем семена проса, которые некогда даровал народу Бог плодородия Тхагаледж, отнял у богов бесценный дар, эликсир бессмертия САНЭ (оттуда и пошло название «нарзан»), любимой минеральной воды Кавказа, а главное - добыл у великанов огонь и спас свой народ от гибели.
Погиб герой, но каждую весну, когда природа просыпается, звенят ручьи, набирает силы природа, из-под кургана, где он похоронен, доносится стон и голос Саусэрыкъо: «Ах, если бы я мог вернуться на землю хотя бы на три дня, я бы уничтожил все зло на земле и мой народ был бы счастлив и свободен!».
Ожидая возвращения любимого героя и заступника, в каждом черкесском (адыгском) доме выбеливали очаг, разводили новый огонь, который приносила в дом самая красивая девушка селения, накрывали в гостевой комнате стол для желанного гостя, а в конюшне раскладывали овес и сено для верного коня героя, Тхожия.
Все благоговейно ждали возвращения Саусэрыкъо, в которого народ свято верил.
Новый год издавна является одним из любимейших праздников адыгов. Накануне Нового года возносятся молитвы Всевышнему и загадываются заветные желания. Всегда считалось, что доброе начало Нового года - залог удачного грядущего года.
Ореховый
жезл хатияко
Обычно после новогоднего семейного застолья с обрядовыми блюдами затевалась ритуальная игра, которая называлась «скатывание орехов», в игре участвовали и взрослые, и дети. Для этого делали из доски наклонную плоскость и по ней скатывали по одному ореху. Если орех играющего касался ореха предыдущего игрока, то он выигрывал. Игра проходила оживленно и увлекательно. Взрослые незаметно подыгрывали детям, доставляя этим массу удовольствия и радости. Кроме того, все дети загадывали свои желания, которые должны были непременно сбыться в Новом году.
Орех у адыгов был символом плодородия и мудрости. Давно было замечено, что ядрышки орехов похожи на мозг человека. Ореховый жезл хатияко на адыгском игрище был символом мудрости, символом божественных сил, олицетворяющих удачу и благоденствие.
НОВОГОДНИЕ ПОЗДРАВЛЕНИЯ
Первый день Нового года, который адыги праздновали 21 марта, считался днем отделения «тепла от холода», приходом долгожданного тепла, по которому люди соскучились, которого ждали с нетерпением, тепла, предвестника щедрых даров милостивой матери-природы.
В этот день соседи, родственники, односельчане ходили друг к другу и поздравляли с Новым годом. Интересно отметить, что подарки готовились заранее и подбирались с любовью. Дарить было принято именно то, в чем нуждалась семья больше всего.
Ритуал преподнесения подарка проводился в шутливой форме. Дарящий настоятельно просил одолжить ему то, чего, наверняка, не было в семье и, услышав, что нет того, что он просит, с радостью, с добрыми благопожеланиями вручал свой подарок главе семьи.
НОВОГОДНИЕ КУПАНИЯ
Издревле адыги считали, что чистая вода, особенно родниковая и дождевая, а также роса имеют целебные свойства и являются формой божественной милости, даром матери-земли или небесных богов.
Рано утром, чуть свет, после новогодней ночи мать будила детей и всем семейством шли к речке. Искупаться в чистой речной воде спозаранку считалось доброй приметой и залогом крепкого здоровья и счастья. Малышей также несли к реке взрослые, им мыли лицо и ручки.
Взрослые тоже не отказывали себе в радости окунуться в обжигающую свежесть утренней речной воды. И хотя вода в конце марта утром была ледяной - никто не болел. Воду, в которой люди купались в новогоднее утро, считали священной и называли ее «Зэнзэныпс».