СЧЕТНАЯ ПАЛАТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Андрей Батуркин:
«Несмотря на наличие правовых основ управления просроченной дебиторской задолженностью, администраторами доходов не принимаются достаточные меры по предупреждению возникновения и взысканию задолженности. Данная работа не входит в число их приоритетов и надлежащим образом не исполняется. Инвентаризация задолженности проводится формально, данные о должниках в ФНС и ФССП оперативно не направляются. В результате значительная часть долгов своевременно не взыскивается, включая задолженность платежеспособных организаций, снижая тем самым поступления доходов в федеральный бюджет».
Ключевые выводы и результаты исследования:
По итогам 2024 года суммарный объем просроченной дебиторской задолженности рассмотренных ФОИВ вырос на 71 % и составил 206,6 млрд рублей. Тенденция увеличения объемов просроченной дебиторской задолженности по неналоговым платежам наблюдается с 2021 года. Тогда она составляла 82,2 млрд рублей, что в 2,5 раза меньше, чем зафиксировано по итогам 2024 года.
Несмотря на наличие просроченной задолженности, организации-должники получают меры государственной поддержки и участвуют в государственных закупках. Так, по состоянию на 31 декабря 2024 года более тысячи должников с совокупным долгом в объеме 10,7 млрд рублей получили господдержку на общую сумму 5,9 трлн рублей, а с должниками с непогашенной задолженностью в размере 24,7 млрд рублей заключены контракты на общую сумму 656,9 млрд рублей.
Одним из ключевых инструментов повышения прозрачности и эффективности работы с просроченной дебиторской задолженностью должен стать единый электронный реестр должников федерального бюджета по неналоговым платежам. Однако на 1 января 2025 года в нем было учтено только 45% от общего объема просроченной дебиторской задолженности, отраженного в бюджетной отчетности. Одна из причин такой ситуации – отсутствие интеграции ведомственных аналитических информационных систем с системой бюджетного учета. В результате информация вводится вручную, что приводит к техническим ошибкам, неполноте данных и, как следствие, несоответствию аналитического и бюджетного учета.
По состоянию на 1 августа 2025 года просроченная дебиторская задолженность по неналоговым платежам, признаваемая администраторами доходов активом и возможная к взысканию, составила 161,4 млрд рублей. Из них 56,5 млрд рублей приходится на задолженность с неистекшим сроком давности, что требует принятия оперативных мер по ее взысканию.
По итогам анализа Счетная палата направила письмо в Правительство Российской Федерации с предложениями по повышению эффективности работы с просроченной дебиторской задолженностью. В числе ключевых рекомендаций предлагается: установить для ФОИВ показатели качества работы с просроченной и сомнительной дебиторской задолженностью; ввести ограничения на предоставление мер господдержки и участие в госзакупках для организаций с просроченной задолженностью, а также обеспечить открытый доступ к данным реестра должников.
Андрей Батуркин:
«По мнению Счетной палаты, придание публичности реестру дебиторов поможет исключить ошибки в учете задолженности, а также создаст условия для добровольной уплаты долгов в случае введения ограничений к мерам господдержки или участию в торгах при заключении контрактов для государственных нужд».
Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Анализ дебиторской задолженности по неналоговым доходам федерального бюджета с учетом данных единого электронного реестра должников федерального бюджета по неналоговым платежам, определение потенциала увеличения доходов и взыскания долгов за 2024 год и истекший период 2025 года»

