8-918-424-12-59

Республика Адыгея, Теучежский район, а.Понежукай, ул.Ленина, 71А
16 фев ‘ 24

Каждый пятый россиянин становился жертвой телефонного мошенничества


Эпоха цифровизации и информационных технологий, помимо очевидных преимуществ, остро поставила вопрос о сохранности персональных данных пользователей интернета. Не секрет, что наши данные становятся цифровой «витриной», доступ к которой могут получить третьи лица, в том числе спамеры и мошенники. В результате сегодня каждый человек – потенциальная жертва обманных схем мошенников, выдающих себя за специалистов службы безопасности банка, судебных приставов и следователей.

«Вебер» решил узнать у россиян, насколько проблема телефонного спама актуальна для них: жители страны поделились своим опытом и рассказали, от кого они чаще всего получают назойливые рекламные предложения, пользуются ли антиспам-сервисами и делятся ли с близкими советами по борьбе с мошенниками.

 «Мы увидели важную тенденцию: хотя абсолютное большинство (88%) россиян сталкивались с телефонными мошенниками, их жертвой становилось намного меньше – только 21%. Цифры это подтверждают: более половины (57%) когда-либо разоблачали телефонного мошенника в ходе разговора, 56% заявляют, что легко могут отличить голос робота от голоса живого человека, а еще 29% занимаются цифровым просвещением и делятся с близкими советами, как не стать жертвой мошенников», — поделилась ключевыми инсайтами исследования руководитель социологического агентства «Вебер», начальник управления социологии АНО «Диалог» Елена Удалова.

Изучение общественного мнения проводилось АНО «Диалог Регионы» 8 февраля 2024 года в сети методом River Sampling среди 1 300 россиян старше 18 лет.

 Выяснилось, что 88% когда-либо получали звонки или смс от телефонных мошенников, а 10% россиян в результате махинаций теряли денежные средства.

76% утверждают, что ни разу не становились жертвами подобных звонков, при этом 21% - каждый пятый, - попадался на телефонное мошенничество.

Интересный факт, что звонки от «сотрудников» правоохранительных органов и государств -  65% Сообщения о попавшем в беду родственнике и просьбы о помощи-  21%. Предложение работы на маркетплейсах -  19%.Звонок или сообщение о выигрыше в лотерею-16%

81% россиян не продолжают разговор, если начинают подозревать, что на том конце провода – мошенники. Еще 57% хотя бы раз удалось разоблачить телефонного мошенника в ходе разговора, 33% подобного делать не приходилось.

При этом лишь 29% уверены: они бы смогли понять, что разговаривают с мошенником.

Кроме того, 87% россиян регулярно сталкиваются со спам-сообщениями и звонками: 38% — практически каждый день, 32% — один или несколько раз в неделю, 17% — один или несколько раз в месяц.

Спам-услуги чаще всего предлагают россиянам: банковские услуги-   73%, услуги связи-  47%, медицинские услуги -  32%, юридические услуги-  17%, медикаменты, товары для здоровья  - 12%, образовательные услуги  11%,компьютерные программы, приложения-   7%. туристические услуги - 3%

 

Опрошенные признались, что в момент получения спам-сообщений или звонков они чаще всего испытывают раздражение или злость (46%), а также возмущение и недовольство (40%). Абсолютное большинство (84%) негативно относятся к поступающим на личный телефон звонкам с незнакомых номеров: при таких вызовах трубки поднимают 39%, а сбрасывают – 54%.

Кстати: 73% жителей России добавляют в черный список номера, с которых поступают спам-звонки, причем 41% делают это регулярно.

 Множество звонков поступает и от роботов. Три четверти (75%) россиян относятся к спам-звонкам от роботов отрицательно.Подавляющая часть респондентов (81%) заявили, что получали когда-либо рекламные или спам-звонки от роботов. При этом 56% подчеркнули, что легко могут отличить во время звонка робота от живого человека: чаще об этом говорят мужчины, реже – те, кому более 55 лет.

Антиспам-сервисы прочно вошли в нашу жизнь. Но только лишь 78% знают о существовании антиспам-сервисов.

Исследование показало, что треть россиян пользуется антиспамом - 31%. При этом среди населения есть интерес к идее создать общую базу спамеров по всей стране: 50% респондентов воспользовались бы возможностью подавать номера телефонов для занесения в такую базу, 31% этого не сделают, даже если такая база появится.

Интересный факт - 81% признались, что никогда не дослушивают рекламные предложения по телефону до конца. 29% рассказывают своим близким и родным, как не стать жертвой обманных схем. 28% хоть раз вели диалог с мошенниками ради шутки/не всерьез.15% сталкивались с новыми мошенническими схемами, когда злоумышленники отправляли видео или аудиосообщения, сгенерированное нейросетью.