8-918-424-12-59

Республика Адыгея, Теучежский район, а.Понежукай, ул.Ленина, 71А
05 фев ‘ 24

Самой обсуждаемой категорией товаров российского производства по результатам аналитического исследования стала «Одежда»:

Россияне позитивно относятся к популярным категориям отечественных непродовольственных товаров

«Диалог» для Минпромторга России провел аналитическое исследование и цикл социологических опросов, посвященных отношению россиян к отечественному производству непродовольственных товаров народного потребления.

В «Диалоге» изучили, что россияне говорят о российской продукции в различных рыночных категориях

В период с июня по ноябрь 2023 года аналитики оценивали восприятие пользователями соцмедиа 4 категорий популярных и востребованных российских товаров: одежды, мебели, косметики и бытовой техники. Всего было рассмотрено более чем 26 тыс. содержательных комментариев на таких площадках, как ВКонтакте, Telegram и Дзен.

Самой же обсуждаемой категорией товаров российского производства по результатам аналитического исследования стала «Одежда»: по данной теме было зафиксировано более 926 тыс. сообщений и более 303 тыс. комментариев. Аналитики связывают это с большей востребованностью одежды среди населения, активной работой брендов одежды в соцсетях и в целом широкой представленностью компаний и их товаров на рынке по сравнению с другими сегментами. В то же время наибольшая доля позитивных высказываний была зафиксирована в категории «Косметика»: так, в 73% проанализированных комментариев пользователи позитивно отзываются о российских брендах косметической продукции. Чаше всего авторы реплик рассказывают, что длительное время являются покупателями отечественной косметики и не планируют менять свой выбор.

Исследователи обратили отдельное внимание на тот факт, что в своих высказываниях пользователи соцмедиа выражают недовольство, что вместо кириллицы российские бренды дают название компаниям с использованием латинских букв. Некоторые комментаторы также связывают с этим незнание другими пользователями отечественных марок, предполагая, что англоязычное написание вызывает ложное убеждение в том, что производитель является иностранным.

По результатам исследования выяснилось, что у российской аудитории соцмедиа преобладают оптимизм и позитив в отношении к 3 из 4 рассматриваемых категорий отечественных товаров: косметики (73%), одежды (55%) и мебели (53%). В отношении бытовой техники был зафиксирован 41% позитивных комментариев. При этом отмечаются заблуждения пользователей о происхождении брендов, связанные с наименованием торговых марок. Среди части пользователей создается впечатление об отсутствии российской бытовой техники из-за того, что значительная доля компаний имеет названия из латинских букв. Некоторые авторы открыто признались, что до некоторого времени не воспринимали определенные бренды как отечественные из-за наличия иностранного наименования. Как рассказала директор департамента аналитики и управления данными АНО «Диалог» Юлия Тян, основные аргументы за отечественные товары, которые приводят в своих комментариях пользователи соцмедиа – это качество продукции, приемлемая цена, а также желание поддержать набирающую обороты отечественную промышленность: «В ходе исследования мы выявили ряд тематических комментарийных линий, которые помогают составить цельное отношение людей к отечественной продукции. Например, в линии "Покупаю отечественную продукцию — претензий не имею" чаще всего люди акцентируют внимание на том, что товары российского производства стали привычными для их быта, и они не планируют менять свои предпочтения. В комментарийной линии "Принципиальная патриотическая поддержка российского производства" пользователи делают выбор в пользу отечественной продукции исходя из стремлений поддержать развитие отрасли в России. А наличие тематической линии "Устраивает соотношение цена/качество" демонстрирует, что в оценке товаров российского производства комментаторы ориентируются на материальную составляющую, сопоставляя стоимость продукции с ее функционалом и работоспособностью».

Аналитики «Диалога» подчеркнули, что стереотип об отсутствии возможности произвести в России собственную продукцию напрямую связан с технологической сложностью создания товаров.  При этом преобладание позитивных высказываний в большинстве исследуемых категорий, а также позитивное удивление пользователей от использования российских товаров, которые раньше не использовали, дает основания полагать, что российские граждане в условиях санкционного давления стали обращать больше внимания на отечественных производителей и теперь менее подвержены стереотипу о невысоком качестве российской продукции.

Из данных онлайн-социологии «Вебера» за июнь-ноябрь 2023 года, следует, что мнение относительно качества российских товаров разделилось примерно в равных пропорциях: так, 34% считают отечественную продукцию качественной, 37% придерживаются обратного мнения, а еще 29% затрудняются в оценке качества российских товаров. Эти данные, подчеркивает начальник управления социологии АНО «Диалог» и руководитель социологического агентства «Вебер» Елена Удалова, оставляют потенциал для роста позитивных оценок и вовлечения новых потребителей: «Мы фиксируем, что сегодня большинство россиян (63%) считают уход иностранных брендов позитивным явлением для российской экономики, а почти половина (48%) позитивно относятся к российским предпринимателям. К категориям брендов, где у нас есть наибольший потенциал для роста, опрошенные чаще всего относят технику и электронику (21%), при этом лишь 16% выступают за возвращение иностранных брендов, что лишний раз подчеркивает: большинство граждан в первую очередь желают развития и появления новых российских товаров, нежели возвращения зарубежных».

Эксперты предлагают рассмотреть возможность доведения до сведения отечественных производителей запроса аудитории на русскоязычные названия торговых марок. По мнению авторов исследования, отказ от мимикрии под зарубежные названия и использование кириллицы более уместно в сегодняшних реалиях.

Аналитическое исследование «Отношение российских пользователей соцмедиа к отечественному производству непродовольственных товаров народного потребления» проводилось с июля по ноябрь 2023 года. Цикл социологических опросов об отечественных брендах проводился с июня по ноябрь 2023 года в сети методом River Sampling среди 10 000 россиян старше 18 лет.