8-918-424-12-59

Республика Адыгея, Теучежский район, а.Понежукай, ул.Ленина, 71А
25 окт ‘ 23

Мурат Кумпилов: «Мы должны сделать все, чтобы наши дети знали родной язык и говорили на нем»

Мурат Кумпилов: «Мы должны сделать все, чтобы наши дети знали родной язык и говорили на нем»

24.10.2023

В Доме правительства республики Глава Адыгеи Мурат Кумпилов провел заседание Совета по адыгейскому языку.

В работе заседания приняли участие руководство и представители Адыгейского республиканского института гуманитарных исследований им. Т.М. Керашева (АРИГИ), Минобрнауки РА, Адыгейского госуниверситета, педколледжа им. Х. Андрухаева, республиканского института повышения квалификации, республиканской гимназии, газеты «Адыгэ макъ», движения «Адыгэ Хасэ – Черкесский парламент» РА.

Глава Адыгеи подчеркнул, что перед органами власти и общественниками стоит стратегически важная задача – сформировать комплексный подход в обеспечении культурно-языковой преемственности поколений.

«Нам необходимо сделать все возможное, чтобы молодежь воспитывалась на положительных примерах уважительного отношения к родному языку, стремилась сохранить свою национальную идентичность и смогла передать нашим потомкам величайшее достояние адыгского народа – родной язык», – сказал Мурат Кумпилов.

Особо было указано на то, что Президент России Владимир Путин,говоря отрадициях и языковом многообразии страны, отмечал, что это всегда преумножало духовное наследие единого государства, формировало его уникальную, многонациональную, многоконфессиональную культуру.

Руководитель региона подчеркнул, что именно от общих усилий по развитию адыгейского языка зависит сохранение и передача культурных ценностей последующим поколениям.

«Мы должны сделать все, чтобы наши дети знали родной язык и говорили на нем, чувствовали себя частью своего народа, его истории, вносили свой вклад в формирование общей культурной палитры России», – сказал Мурат Кумпилов.

О решении актуальных вопросов сохранения и развития адыгейского языка доложил заместитель министра образования и науки региона Артем Журавель. Отмечено, что в республике около 300 учителей адыгейского языка. Свыше 18,3 тысяч учащихся-адыгов изучают родной (адыгейский) язык и литературу, более 14,5 тысяч – изучают адыгейский язык как государственный, около 17,3 тысяч – в рамках факультативных занятий. Учебники с 1 по 11 классы по языку включены в федеральный перечень учебников. Проводятся соответствующие районные и республиканские конкурсы. С 2016 года выпускники 9 классов по выбору сдают экзамен по родному языку. В рамках Года педагога и наставника учителя и воспитатели республики приняли участие во Всероссийском конкурсе «Лучший учитель родного языка и родной литературы». Глава республики поручил министерству оказывать всестороннюю поддержку участникам конкурса.

На заседании было отмечено, что с 2019 года АРИГИ им. Т.М. Керашева в рамках деятельности Проектного офиса занимается формированием комплексного подхода к сохранению и изучению адыгейского языка. По словам директора АРИГИ Адама Тлеужа,за это время проведено более 200 мероприятий. Среди них: организация этнографических лагерей для молодежи, проведение бесплатных курсов по изучению адыгейского языка, организация переводов мультфильмов и многое другое. Вместе с тем руководитель Проектного офиса отметил актуальность вопросов, касающихся изучения языка на бытовом уровне. В данном отношении предложено обеспечить доступность для широкой общественности методических пособий и материалов по изучению языка в семьях и детских садах.

В ходе обсуждения участники заседания обменялись мнениями по поводу важности усиления кадрового состава учителей-предметников молодыми специалистами, совершенствования методики преподавания языка, в том числе, с учетом современных технологий по дистанционному образованию; внедрения языка в воспитательный процесс, формирования профильных классов и т.д.

Подводя итог встречи, Мурат Кумпилов заострил внимание на необходимости введения в Совет новых специалистов по языку. Кроме того, было особо указано на значимость повышения качества обучения адыгейскому языку в школах с учётом федерального и регионального компонентов.