«А в чем тогда смысл санкций?»: США нашли лазейку для покупки нефти из России
США получают 10% нефти и нефтепродуктов из России. Теоретически эти объемы можно заместить, но на практике их надо сначала найти, а потом закупить по более высокой цене
Обновлено в 20:30
В США нашли возможность для покупки нефти из России в обход санкций: подсанкционным банкам, таким как ВТБ и «Сбер», предложено обслуживать нефтегазовые сделки в долларах через посредников в других странах, которые не присоединились к ограничениям в отношении России.
«В целом, деятельность, связанная с энергетикой, включая покупку, продажу или транспортировку нефти, газа или других продуктов энергетического происхождения российского происхождения американскими или неамериканскими лицами, остается разрешенной. Сам энергетический сектор экономики Российской Федерации не подпадает под всеобъемлющие санкции», — уверяет Минфин США.
Ранее ведомство выпустило генеральную лицензию, исключающую из-под влияния санкций сделки с участием подсанкционных российских банков, «относящихся к энергетике».
США получают 10% нефти и нефтепродуктов из России. Теоретически эти объемы можно заместить, но на практике их надо сначала найти, да и покупать эти объемы дороже, потому что это не долгосрочные контракты. Таким образом, США ввели санкции, но попытались сделать это так, чтобы не пострадать самим. Продолжает заместитель гендиректора Института национальной энергетики, аналитик Александр Фролов:
Александр Фроловзаместитель гендиректора Института национальной энергетики, аналитик«А в чем тогда смысл санкций? Чтобы разорвать в клочья российскую экономику, видимо. То есть российские компании получат деньги в полном объеме, свою комиссии получат те же банки из стран, которые не ввели санкции, за это заплатят простые потребители в странах-покупателях. По сути мы можем говорить не об обходе санкций, а о поиске альтернативных путей поступления техники и технологий, которые нельзя сейчас поставлять в РФ из ряда регионов. Движение по обходу санкций будет двунаправленное: их будут пытаться обходить как компании из стран, которые ввели санкции, так и российские компании. То есть это будет не паническая беготня по рынку со словами «Боже мой, пожалуйста, дайте нам, продайте кто-нибудь необходимые технологии», нет. Наши европейские партнеры точно так же будут пытаться после того, как сейчас, пыль немножечко уляжется, вернуться и вновь закрепиться на российском рынке, хотя сделать им это будет сложно. Как показывала практика 2014-2016 годов, одним из следствий введения санкций являлось сокращение доли западных компаний на российском рынке практически во всех сегментах. Их от этой доли избавляли в основном компании с Востока, из Китая и Индии, и я подозреваю, что, имея такой неблагоприятный для своего бизнеса опыт, европейские компании будут пытаться повторять действия, которые предпринимала одна из крупнейших немецких компаний в отношении силовых установок, поставляемых на один полуостров, входящий в состав РФ, но находящийся под санкционными ограничениями. Будут задействоваться в первую очередь территории третьих стран, которые не поддержали санкции, будут использоваться «внучатые» предприятия для получения необходимых товаров и услуг. Насколько это все будет работать, сейчас сказать сложно».
Если обсуждаемая в СМИ схема начнет работать, это поможет стабилизировать курс рубля. Такое мнение высказал гендиректор УК «Спутник — Управление капиталом» Александр Лосев:
Александр Лосевгенеральный директор УК «Спутник — управление капиталом»«Московская биржа использовала J.P. Morgan как клиринговый банк для расчетов по доллару. И похоже, J.P. Morgan блокирует все движения по долларам и наших экспортеров, и Центрального банка и не проводит клиринг. Из-за этого у нас такой нереальный курс доллара по отношению к рублю и курс евро. Если будет лазейка и если в страну будет поступать валюта, и если биржи, наконец, придумают, каким образом через банки посредники из других стран рассчитываться по долларам и наконец-то у нас будет предложение долларов на бирже, то курс будет совсем иной. Потому что когда мы получили эту информацию о том, что 80% валютной выручки время продавать, все понимали, что курс должен укрепиться, курс не укреплялся, потому что на бирже не было долларов вообще. То есть только покупка, нет продажи. Сейчас, возможно, это первый шаг стабилизации валютного курса».
Запад на текущий момент не готов к введению торгового эмбарго и полному разрыву торговых отношений, поэтому отказ от торговли с Россией будет вынужденно растянут. Внутри санкций сознательно оставлены «дыры», чтобы продолжать торговать энергоресурсами, считает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета Станислав Митрахович:
Станислав Митраховичведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета«Трейдеры, во-первых, опасались санкций и изучали новую юридическую базу, и это тормозило сделки по нефти, нефтепродуктам и, кстати, по многим другим сырьевым товарам тоже. Также трейдеры под предлогом того, что теперь российские товары являются «токсичными», пытались выбивать скидки, в том числе очень большие. Где-то примерно с 1 по 4 марта, действительно, продажи в значительной степени были ограничены, однако в конце 4 марта, как все знают, пришло сообщение о том, что Shell через Trafigura купил партию российской нефти, что означает, что в принципе блокада со стороны трейдеров по сути дела была прорвана самими трейдерами, у которых проснулся аппетит к дорогому сырью и аппетит к риску. Скидка на российскую нефть Urals составила примерно 30 долларов от цены Brent, это, конечно, беспрецедентная скидка, учитывая, что сам Brent сейчас стоит уже 115-120 долларов, и даже если вы от него отнимите 30, все равно получите высокую стоимость нефти. В Европе растут цены на бензин, на газ, на электричество. В этих условиях создавать проблемы для торговли с Россией очень рискованно уже даже с точки зрения не только экономики, но и социально-политической стабильности в Европе. Здесь есть как бы нюансы и есть интриги, будут ли другие компании идти по пути Shell».
Подобные сделки через третьи страны использовались Минфином США в санкционных программах в отношении Ирана в 1995–2008 годах и в отношении Кубы в 2016-2019 годах. Например, в 2016 году бывший на тот момент президентом Соединенных Штатов Барак Обама разрешил американским банкам проводить целый ряд долларовых платежей между кубинскими покупателями и неамериканскими поставщиками. Такие операции называются U-образными, потому что доллары по пути от инициатора платежа к бенефициару заходят в американскую финансовую систему к банку-корреспонденту и выходят обратно из нее.