8-918-424-12-59

Республика Адыгея, Теучежский район, а.Понежукай, ул.Ленина, 71А
16 мар ‘ 21

21 марта - адыгский Новый год

Раньше у адыгов было много календарных праздников, сопровождав­шихся обрядовыми играми, танцами, песнями, импровизацией стихов: праздники, связанные с весенне-полевыми работами (их было множес­тво); праздники, посвященные победам в сражениях за родную землю против многочисленных захватчиков; праздники урожая; и, конечно, свадебные и иные праздники. Здесь мы опишем небольшую часть празд­нования Нового года у адыгов.

Много прекрасных обычаев и праздников унесло неумолимое время. Одно из адыгских преданий доносит до наших дней прекрасный обычай, существовавший вплоть до начала XX века.

В этом предании выражено бережное отношение адыгов к прошло­му, чувство большой ответственности перед будущим... В нем отзвуки подвигов, песни, посвященные героям. В нем призыв предков быть вер­ными их заветам.

Адыгский Новый год наступал в день весеннего равноденствия. В эту ночь созвездие Вагоба выходит из земли. А раз так, отныне в землю бу­дут проникать солнечные лучи, они разбудят и вытянут, позовут из земли траву, растения, злаки...

Новый год у адыгов праздновался 21 марта, когда природа сбрасы­вает с себя оковы зимнего сна и наполняет сердца обещанием счастья, удачи и благополучия.

САУСЭРЫКЪОСАУСЭРЫКЪО

В этот день адыги ежегодно ждут появления героя эпоса адыгов «Нарты», бесстрашного и самоотверженного САУСЭРЫКЪО (прообраза греческого Прометея). Много подвигов совершил могучий нарт: вернул похищенные великаном-злодеем семена проса, которые некогда даровал народу Бог плодородия Тхагаледж, отнял у богов бесценный дар, эликсир бессмертия САНЭ (оттуда и пошло название «нарзан»), любимой мине­ральной воды Кавказа, а главное - добыл у великанов огонь и спас свой народ от гибели.

Погиб герой, но каждую весну, когда природа просыпается, звенят ручьи, набирает силы природа, из-под кургана, где он похоронен, доно­сится стон и голос Саусэрыкъо: «Ах, если бы я мог вернуться на землю хотя бы на три дня, я бы уничтожил все зло на земле и мой народ был бы счастлив и свободен!».

Ожидая возвращения любимого героя и заступника, в каждом черкес­ском (адыгском) доме выбеливали очаг, разводили новый огонь, который приносила в дом самая красивая девушка селения, накрывали в госте­вой комнате стол для желанного гостя, а в конюшне раскладывали овес и сено для верного коня героя, Тхожия.

Все благоговейно ждали возвращения Саусэрыкъо, в которого народ свято верил.

Новый год издавна является одним из любимейших праздников ады­гов. Накануне Нового года возносятся молитвы Всевышнему и загады­ваются заветные желания. Всегда считалось, что доброе начало Нового года - залог удачного грядущего года.

Ореховый жезл хатиякоОреховый жезл хатияко

Обычно после новогоднего семейного застолья с обрядовыми блюда­ми затевалась ритуальная игра, которая называлась «скатывание орехов», в игре участвовали и взрослые, и дети. Для этого делали из доски наклонную плоскость и по ней скатывали по одному ореху. Если орех играющего касался ореха предыдущего игрока, то он выигрывал. Игра проходила оживленно и увлекательно. Взрослые незаметно подыгрывали детям, доставляя этим массу удовольствия и радости. Кроме того, все дети загадывали свои желания, которые должны были непременно сбыться в Новом году.

Орех у адыгов был символом плодородия и мудрости. Давно было замечено, что ядрышки орехов похожи на мозг человека. Ореховый жезл хатияко на адыгском игрище был символом мудрости, символом божест­венных сил, олицетворяющих удачу и благоденствие.

НОВОГОДНИЕ ПОЗДРАВЛЕНИЯ

Первый день Нового года,  который адыги праздновали 21 марта, счи­тался днем отделения «тепла от холода»,  приходом долгожданного тепла, по которому люди соскучились, которого ждали с нетерпением,  тепла, предвестника щедрых даров милостивой матери-природы.

В этот день соседи, родственники, односельчане ходили друг к другу и поздравляли с Новым годом. Интересно отметить, что подарки гото­вились заранее и подбирались с любовью. Дарить было принято именно то, в чем нуждалась семья больше всего.

Ритуал преподнесения подарка проводился в шутливой форме. Да­рящий настоятельно просил одолжить ему то, чего, наверняка, не было в семье и, услышав, что нет того, что он просит, с радостью, с добры­ми благопожеланиями вручал свой подарок главе семьи.

НОВОГОДНИЕ КУПАНИЯ

Издревле адыги считали, что чистая вода, особенно родниковая и дождевая, а также роса имеют целебные свойства и являются формой божественной милости, даром матери-земли или небесных богов.

Рано утром, чуть свет, после новогодней ночи мать будила детей и всем семейством шли к речке. Искупаться в чистой речной воде спозаранку считалось доброй приметой и залогом крепкого здоровья и счастья. Малышей также несли к реке взрослые, им мыли лицо и ручки.

Взрослые тоже не отказывали себе в радости окунуться в обжигаю­щую свежесть утренней речной воды. И хотя вода в конце марта утром была ледяной - никто не болел. Воду, в которой люди купались в но­вогоднее утро, считали священной и называли ее «Зэнзэныпс».