Актуальные проблемы по защите прав потребителей.
С правом на приобретение товаров или услуг на сегодняшний день сталкивается каждый из нас, от интернет-площадок, до ближайшего магазина находящегося во дворе вашего дома. Защита прав потребителей с каждым годом всё больше модернизируется, отражая современные тенденции продажи товаров или услуг. Закон, регулирующий данную сферу, N 2300–1 «О защите прав потребителей»был принят 7 февраля 1992 года и надолго определил место потребителя в сфере рыночной экономики. Благодаря этому закону усилились социальные гарантии человека как гражданина, потребителя и, повысилась ответственность производителя товара, или исполнителя той или иной услуги. В целом, защита прав потребителя - это сложный и многогранный процесс, который требует участия всех сторон, включая государство, производителей, продавцов и самих потребителей. Однако, несмотря на то, что за последние годы в данной сфере сделано очень многое, все ещё имеют место как теоретические, так и практические проблемы. Все большее место в нише современной торговли и оказания услуг занимают продажи с использованием, так или иначе, сети «Интернет». Законодательство в сфере защиты прав потребителей должно учитывать глобальное распространение упомянутых выше способов продажи товаров и предоставления услуг. Целью законодательства в сфере защиты прав потребителей являются нормальные отношения между субъектами - непосредственно потребителем и продавцом, исполнителем, импортером или иным субъектом, предусмотренным в Законе Российской Федерации «О защите прав потребителей» (далее по тексту ЗПП). Товары, работы, услуги, в рамках таких отношений, должны предоставляться с учетом, прежде всего, безопасности для жизни и здоровья потребителей, а так же безопасности для окружающей среды. Кроме того, одно из основных требований к товарам, работам, услугам -надлежащее качество. Актуальными проблемами в области защиты прав потребителей являются:
1.Мошенничество и обман потребителей (частые случаи недобросовестной торговли, фальсификации товаров, недостоверной информации о продуктах).
2.Недостаточное осведомление потребителей (многие потребители не всегда имеют достаточно информации о своих правах при покупке товаров или услуг).
3.Ограничение доступа к справедливым условиям обслуживания (отказ в гарантийном обслуживании, затруднения при возврате товара и др.)
4.Несоблюдение законодательства о защите прав потребителей (низкий уровень ответственности за нарушения закона о защите прав потребителей, слабый контроль со стороны государственных органов).
5.Ограничение доступа потребителей к правовой защите (высокие затраты на судебные процессы, сложности в реализации права на обращение в государственные органы и организации по защите прав потребителей).
Это лишь некоторые из актуальных проблем, стоящих перед защитой прав потребителей в современном рыночном обществе.
Сегодня поговорим о проблеме недостаточного осведомления потребителей. Необходимо отметить, что статья 3 вышеупомянутого закона устанавливает «Права потребителей на просвещение в области защиты прав потребителей». Обеспечивается это право посредством включения соответствующих требований вфедеральные государственные образовательные стандартыи образовательные программы, а также посредством организации системы информации потребителей об их правах и о необходимых действиях по защите этих прав. Важность этого права обусловлена тем, что потребительское образование способствует формированию в обществе слоя цивилизованных потребителей, способных предъявлять рынку в целом и предпринимателям в частности обоснованные требования и добиваться от них добросовестного ведения бизнеса и качественного обслуживания потребителей. Это право может быть реализовано по двум направлениям. Во-первых, путем изучения прав потребителей в качестве учебной дисциплины в рамках государственных образовательных стандартов. Во-вторых, путем создания системы информации непосредственно потребителей об этом, распространение знаний о правах потребителей и необходимых действиях по защите этих прав. В рамках системы информации потребителей Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2021 г. N 2178 утверждено «Положение о федеральной государственной информационной системе сведений санитарно-эпидемиологического характера». Одной из задач Государственной информационной системы является поддержка процессов планирования деятельности Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Реализация права на просвещение включает в себя также предоставление изготовителем (исполнителем), продавцом потребителю необходимой информации о правах потребителей в наглядной и доступной форме. В частности, система информации потребителей об их правах обеспечивается обязательной информацией, предусмотренной Законом о защите прав потребителей и предоставляемой любому желающему (так, в любом магазине на видном месте должен быть вывешен текст Закона о защите прав потребителей), а также путем проведения консультаций, семинаров государственными, муниципальными органами и общественными организациями потребителей, издания соответствующих журналов и другой литературы, распространения в средствах массовой информации сведений о наиболее распространенных нарушениях прав потребителей и способах их защиты, публикации материалов судебных дел и т.п.
Эффективная реализация предложенных мер позволит улучшить уровень безопасности и качества товаров и услуг, повысить уровень осведомленности и защиты прав потребителей, а также создать благоприятную среду для честной и прозрачной торговли. В итоге это способствует повышению доверия потребителей к рынку и укреплению их правового статуса.
С.А. Цику, врач по общей гигиене филиала ФБУЗ«Центр гигиены и эпидемиологии в
Республике Адыгея» в г.Адыгейске,Теучежском и Тахтамукайском районах