Финансовая грамотность для детей
Финансовая грамотность для детей
Финансовая грамотность для детей - важное направление воспитательного процесса, как с родительской стороны, так и в педагогической деятельности. Формирование положительных привычек и правильного отношения к деньгам помогут малышу в будущем стать успешным взрослым человеком. Для развития финансовой грамотности существует множество способов проработки. Есть специальные обучающие материалы, хорошие мультипликационные фильмы нужной тематики, а также большое количество настольных игр для детей разного возраста. Правильное отношение к деньгам должно формироваться ещё в детском возрасте. В этом и состоит главная цель финансовой грамотности. Она дает возможность узнать основы работы общественной экономики и помогает проложить путь к успешному будущему. Можно получать большую зарплату и не понимать, куда уходят деньги и почему их все равно не хватает. Количество денег играет значимую роль, но куда важнее уметь распоряжаться средствами с умом. Важно то, на что мы их тратим, куда инвестируем и откладываем ли капитал на заветные цели. Финансово грамотный человек умеет управлять своими доходами и расходами, правильно распределяет средства, откладывает, инвестирует и не участвует в подозрительных финансовых операциях. Финансовая грамотность – это знания не про экономию и предпринимательство. Можно иметь невысокий доход, но при этом не брать необдуманные кредиты и займы, не принимать участие в очередной финансовой пирамиде и не оставаться с пустым кошельком спустя неделю после зарплаты.
Изучив основы финансовой грамотности, ребенок получит следующие навыки: поймет, как деньги появляются и за какой период времени их можно заработать, научитсяуправлять своими карманными деньгами и копить на дорогостоящие покупки, узнаетпро понятие экономики и о том, что такое кредитные деньги, инвестиции, депозиты и налогообложение, сможетсамостоятельно нести ответственность при принятии финансовых решений и подходить к тратам осознанно.
Осенью 2016 года во многих школах России ввели новое направление по развитию навыков финансовой грамотности в рамках дисциплины обществознание. В планах ввести основы этого курса и в такие предметы, как ОБЖ, история, математика и география. Темы денежных валютных операций, семейного бюджета, накоплений и финансовой стабильности – всё это поможет ребенку в будущем быть состоятельным. На сегодняшний день любой ребенок совершает самостоятельные покупки и пользуется приложениями. А некоторые дети даже являются владельцами пластиковых карт. Это говорит о том, что уже с малого возраста они участвуют в торгово-финансовых отношениях и производят денежные операции. Именно поэтому внедрение финансовой грамотности для детей начальной школы является необходимой мерой. Летом 2021 года на законодательном уровне утверждено обязательное преподавание финансовой грамотности. Закреплено это в Федеральных государственных образовательных стандартах образования как начального, так и общего. Учителя средней школы доносят до учеников риски, связанные с предпринимательской деятельностью, а также рассказывают о видах мошенничества и многом другом. Новая дисциплина будет частью таких предметов, как окружающий мир и обществознание, математика и география или изучать на факультативных мероприятиях. Это позволяет ученикам подходить к изучению с интересом и не думать об оценках. Также такой формат занятий дает больше свободы в выборе образовательной методики. Классическое донесение информации (лекции, конспекты, доклады) не пробуждают интерес у современных школьников. Совместный мозговой штурм и разработка общей идеи, в совокупности с проектной деятельностью – вот что популярно в нынешнем образовании. Это точно пробудит интерес к финансовой сфере. Для учеников начальной школы можно включать познавательные мультфильмы и проводить занятие в формате финансовой игры. К сожалению, на сегодняшний день программа детских садов не включает в себя такую финансовую грамотность для дошкольного возраста. Тут родители объясняют ребенку, что прежде, чем совершить покупку желаемого, им приходится трудиться на работе. Понятие о том, что за достаточным количеством денежных средств скрываются большие возможности, должно приходить в возрасте от 4 до 7 лет. Взаимодействие с ребенком на эту тему можно вести в форме ролевых игр и рассказывать о правилах поведения в магазине и транспорте. Малыш должен понимать, что за игрушку или проезд нужно заплатить.
Первые осознанные шаги во взрослую жизнь дети делают в начальной школе. Знание основ, финансовой грамотности не позволит ребенку растеряться и совершить большое количество ошибок. Он будет осознавать для чего вообще существуют деньги, и научится их считать. Вводят курс в начале второго класса и дисциплина рассчитана на: 8 часов– 2 класс; 8 часов– 3 класс; 16 часов– 4 класс. Ученикам рассказывают о том, что такое деньги, знакомят с историей их возникновения, дают понятие об их видах и выполняемых функциях. Также дети узнают про определение семейного бюджета. Курс включен в такие дисциплины, как математика и окружающий мир.
Обучение финансовой грамотности в большей степени направлено на учащихся 5-11 классов. В этом возрасте дети уже имеют достаточно знаний о денежных средствах, товарно-денежных взаимоотношениях и институтах финансов. Это полноценные потребители, которые пользуются всеми ресурсами информации (сеть Интернет, мобильные приложения). Именно в этом возрасте начинается путь в освоении финансовых продуктов и инструментов. Знания, полученные на уроках, должны не только отложиться на подкорке, но иметь в последующем активное применение в жизни. Это и есть главная цель обучения.
Исп. врач по гигиене детей
и подростков Блягоз Ю.А.