О новом учебнике истории
Совсем недавно В Москве представили обновленный учебник истории для старшеклассников.
Учебник для старшеклассников будет носить статус единого госучебника по истории, заявил один из его авторов, помощник президента Владимир Мединский. «По большому счету, это первый подобный учебник после распада СССР», — уточнил он
В новом учебнике есть разделы, посвященные СВО, иноагентам, ВОВ, СССР, период перестройки, отдельный абзац в посвященном военной операции разделе учебника — о фейках: «Узнавая в Интернете любую информацию о происходящем на Украине сейчас, помните: мировая индустрия по производству постановочных роликов, вбросов, фейковых фото и видео работает непрерывным конвейером». Авторы призывают школьников «быть бдительными» и «думать, почему, зачем и за что «отрабатывают новости» те или иные «оппозиционеры».
«Что бы у нас ни написали – это сразу обречено на критическое отношение. Это не связано с содержательной стороной, которую, я уверен, на Западе не очень хорошо читали. Естественно, в учебнике «История России» рассказывается о России, которую сейчас критикуют за все», – сказал газете ВЗГЛЯД историк Александр Чубарьян, который участвовал в работе над новыми учебниками по истории для старших классов. Презентация новых книг тут же вызвала гневную реакцию на Западе.
Но не только со стороны Запада можно увидеть негатив - новость вызвала всплеск откликов: как позитивных («давно пора»), так и негативных – в первую очередь со стороны всевозможных релокантов и иноагентов.
Главная цель ярых противников России – воздействовать на эмоции широкой аудитории с целью формирования негативного отношения к учебнику.
Эмоциональные высказывания критиков главным образом отражают неприятие самой концепции введения ЕДИНОГО государственного учебника. Что касается претензий «по существу», то их крайне мало, и они нужны только для того, чтобы затушевать главные – идеологические – претензии.
Прежде всего, сам факт создания и внедрения в систему образования нового учебника демагогически интерпретируется как принуждение к единомыслию, «навязывание молодым поколениям единственно возможного взгляда на историю»; «отныне мыслить нужно только по канону» (А. Колесников, New Times ).
И, конечно, отвергается или ставится под сомнение необходимость включения в учебник материалов, отражающих позицию России по актуальным событиям современности: расширению НАТО на восток, причинам обострения отношений России с США, обстоятельствам возникновения Гражданской войны на территории Украины и начала Специальной военной операции, и др. Соответствующий раздел учебника объявляется имеющим исключительно «пропагандистский характер», «где собраны все пропагандистские штуки» (Т. Эйдельман); «создается однобокое представление со стороны российской пропаганды» (К.Загустин, эфир телеканала «Дождь»), и т.п.
Именно с данным разделом главным образом связано общее обвинение в том, что новый учебник «политизирован»: однако, тезис о «политизированности» распространяется на содержание всего учебника в целом. «В школу отправляется очередной монолог правящей партии, которая трактует прошлое по своему вкусу и безапелляционно раздает ярлыки правых и виноватых… Эта правящая партия мыслит историю страны исключительно как историю государства..» (Н.Соколов, «Forbes»).
О недобросовестности этой критики, очевидно заказном политическом характере свидетельствует ее избирательность: прежде всего, сосредоточение ее исключительно на содержании учебника «Истории России» для 11 класса (1945-2022, включая раздел об СВО), при полном игнорировании содержания и самого факта существования учебников по «Всеобщей истории» (10-11 кл) и учебника по истории России для 10 класса (1914-1945).
Между тем учебники по «Истории России» и «Всеобщей истории» составляют единый Учебно-методический комплекс. Авторами новых учебников успешно реализована идея о синхронизации курсов отечественной и мировой истории в рамках единого школьного предмета «История». Соответственно, обе книги единого учебника («История России» и «Всеобщая история») дополняют друг друга как с научно-исторической, так и с учебно-методической точки зрения.
Судя по всему, критики совершенно не представляет себе роль и место учебника в современной системе школьного образования (если не допустить, что это - сознательная демагогия в рамках избранной им общей стратегии).
Мы уже получили новые учебники истории для 11 -го класса говорит методист районного метод кабинета Зарема Хокон . Об этом говорили очень много, молодежь должна владеть современной историей России, и вот с этого года наши выпускники получили возможность как говорится - "из первых уст" - узнать историю от компетентных учёных, историков.
Учебник 11-го класса охватывает период от Великой Победы 1945 года до наших дней. Надеемся, что со временем появятся учебники для младших классов, правдивые и профессиональные.
Учебники ребята выпускных классов получат бесплатно.
Символично,что по предложению нашего Президента РФ В.В. Путина на обложке учебника изображён Крымский мост.