Рекомендации родителям по подготовке детей к школьному периоду
Рекомендации родителям по подготовке детей к школьному периоду.
Приближается то время, когда ваш ребенок будет носить гордое звание первоклассника. И в связи с этим у родителей возникает масса волнений и переживаний: где и как подготовить ребенка к школе, нужно ли это, что ребёнок должен знать и уметь перед школой, в шесть или семь лет отдать его в первый класс и так далее. Универсального ответа на эти вопросы нет – каждый ребенок индивидуален. Некоторые дети уже в шесть лет полностью готовы к школе, а с другими детьми в семь лет возникает много хлопот. Но одно можно сказать точно – готовить детей к школе обязательно нужно, потому что это станет отличным подспорьем в первом классе, поможет в обучении, значительно облегчит адаптационный период.
Что такое подготовка к школе? Подготовка ребенка к школе – это целый комплекс знаний, умений и навыков, которыми должен владеть дошкольник. И сюда входит далеко не только совокупность необходимых знаний. Готовность к школе подразделяется на физиологический, психологический и познавательный аспект, каждый из которых включает в себя целый ряд составляющих. Все виды готовности должны гармонично сочетаться в ребенке. Если что-то не развито или развито не в полной мере, то это может послужить проблемам в обучении в школе, общении со сверстниками, усвоении новых знаний и так далее.
«Готовность ребенка к школе» означает, что ребенок должен быть готов к обучению в школе физически. То есть состояние его здоровья должно позволять успешно проходить образовательную программу. Если у ребенка имеются серьезные отклонения в психическом и физическом здоровье, то он должен обучаться в специальной коррекционной школе, предусматривающей особенности его здоровья. Кроме этого, физиологическая готовность подразумевает развитие мелкой моторики (пальчиков), координации движения. Ребенок должен знать, в какой руке и как нужно держать ручку. А также ребенок при поступлении в первый класс должен знать, соблюдать и понимать важность соблюдения основных гигиенических норм: правильная поза за столом, осанка и т. п. Психологический аспект включает в себя три компонента: интеллектуальная готовность, личностная и социальная, эмоционально-волевая.
Интеллектуальная готовность к школе означает:
• к первому классу у
ребенка должен быть запас определенных знаний;
• он доложен ориентироваться в пространстве, то есть знать, как
пройти в школу и обратно, до магазина и так далее;
• ребенок должен стремиться к получению новых знаний, то есть он
должен быть любознателен;
• должны соответствовать возрасту развитие памяти, речи,
мышления.
Личностная и социальная готовность подразумевает
следующее:
• ребенок должен быть коммуникабельным, то есть уметь общаться
со сверстниками и взрослыми; в общении не должно проявляться агрессии, а при
ссоре с другим ребенком должен уметь оценивать и искать выход из проблемной
ситуации; ребенок должен понимать и признавать авторитет взрослых;
• толерантность; это означает, что ребенок должен адекватно реагировать на конструктивные замечания взрослых и сверстников;
•
нравственное развитие, ребенок должен понимать, что хорошо, а что – плохо;
• ребенок должен принимать поставленную педагогом задачу,
внимательно выслушивая, уточняя неясные моменты, а после выполнения он должен
адекватно оценивать свою работу, признавать свои ошибки, если таковые имеются.
Эмоционально-волевая готовность ребенка к школе предполагает:
• понимание ребенком,
почему он идет в школу, важность обучения;
• наличие интереса к учению и получению новых знаний;
• способность ребенка выполнять задание, которое ему не совсем
по душе, но этого требует учебная программа;
• усидчивость – способность в течение определенного времени
внимательно слушать взрослого и выполнять задания, не отвлекаясь на посторонние
предметы и дела.
Итак, что должен знать и уметь ребенок в шесть-семь лет?
1)Внимание.•Заниматься
каким-либо делом, не отвлекаясь, в течение двадцати-тридцати минут.
•Находить сходства и отличия между предметами, картинками.
•Уметь выполнять работу по образцу, например, с точностью
воспроизводить на своем листе бумаги узор, копировать движения человека и так
далее.
2)Математика.
•Цифры от 0 до 10.
• Прямой счет от 1 до 10 и обратный счет от 10 до 1.
• Арифметические знаки: « », «-«, «=».
• Деление круга, квадрата напополам, четыре части.
• Ориентирование в пространстве и листе бумаги: «справа, слева, вверху, внизу, над, под, за и т. п.
3)Память.
• Запоминание 10-12 картинок.
• Рассказывание по памяти стишков, скороговорок, пословиц,
сказок и т.п.
• Пересказывание текста из 4-5 предложений.
4)Мышление.
• Заканчивать предложение, например, «Река широкая, а ручей…»,
«Суп горячий, а компот…» и т. п.
• Находить лишнее слово из группы слов, например, «стол, стул,
кровать, сапоги, кресло», • Определять последовательность событий, что было
сначала, а что – потом.
• Находить несоответствия в рисунках, стихах-небылицах.
• Складывать пазлы без помощи взрослого.
• Сложить из бумаги вместе со взрослым простой предмет: лодочку,
кораблик.
5)Мелкая моторика.
• Правильно держать в руке ручку, карандаш, кисть и регулировать
силу их нажима при письме и рисовании.
• Раскрашивать предметы и штриховать их, не выходя за контур.
• Вырезать ножницами по линии, нарисованной на бумаге.
• Выполнять аппликации.
6) Речь.
• Составлять предложения из нескольких слов, например, кошка,
двор, идти, солнечный зайчик, играть.
• Понимать и объяснять смысл пословиц.
• Составлять связный рассказ по картинке и серии картинок.
• Выразительно рассказывать стихи с правильной интонацией.
• Различать в словах буквы и звуки.
7) Окружающий мир.
• Знать основные цвета, домашних и диких животных, птиц,
деревья, грибы, цветы, овощи, фрукты и так далее.
• Называть времена года, явления природы, перелетных и зимующих
птиц, месяцы, дни недели, свои фамилию, имя и отчество, имена своих родителей и
место их работы, свой город, адрес, какие бывают профессии.
Кроме физиологической, психологической и познавательной готовности, ребенка необходимо к школе одеть и приобрести ранец и канцелярские товары.
При выборе ранца (портфеля) обратите учитывайте: изделие должно быть безопасным для здоровья детей и отвечать требованиям санитарного законодательства по органолептическим, санитарно-химическим, физико-гигиеническим и токсиколого-гигиеническим показателям.
Изделие для детей начальных классов должно быть снабжено формоустойчивой спинкой, необходимо учесть вес портфеля для обучающихся начальных классов должен быть не более 600-700 грамм, для обучающихся средних и старших классов - не более 1000 грамм
Размеры изделия для обучающихся начальных классов должны отвечать
требованиям, приведенным в таблице:
Показатели |
Безопасный уровень*, мм |
Длина (высота) |
300-360 |
Высота передней стенки |
220-260 |
Ширина |
60-100 |
Длина плечевого ремня, не менее |
600-700 |
Ширина плечевого ремня в верхней части (на протяжении 400-450 мм), не менее |
35-40 |
* Допускается увеличение размеров не более чем на 30 мм.
При выборе школьной формы необходимо обратить внимание на маркировку, ярлык, ткань, запах, крой, подкладку, документацию (наличие сопроводительной документации (сертификаты о соответствии на изделие – одежда и изделия 2-го слоя из текстильных материалов, трикотажные) – является гарантией безопасности школьной формы для здоровья ребенка. Данные документы продавец обязан предъявить покупателю по первому требованию.). Школьная формадолжна соответствовать требованиямТехнического регламента Таможенного союза "О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков" ТР ТС 007/2011, прошедшая процедуру оценки (подтверждения) соответствия, должна иметь маркировку единым знаком обращения продукции на рынке государств-членов Таможенного союза.
Чтобы ваш ребенок с радостью пошел в первый класс и был подготовлен к обучению в школе, чтобы его учеба была успешной и продуктивной, прислушайтесь к следующим рекомендациям психологов и педагогов.
1. Не будьте слишком требовательны к ребенку.
2. Ребенок имеет право на ошибку, ведь ошибаться свойственно всем людям, в том числе и взрослым.
Дорогие родители! Желаю, чтобы Ваши дети радовали Вас своими успехами в учебе.
Врач по общей гигиене филиала
ФБУЗ «Центр Гигиены и Эпидемиологии
в Республике Адыгея» в г.Адыгейске,
Теучежском и Тахтамукайском районах
Цику С.А.