трудоустройство молодых сотрудников
Общие тенденции трудоустройства молодых сотрудников на первую работу представлены в совместном исследовании президентской платформы «Россия – страна возможностей» в рамках карьерного проекта «Профразвитие» и стаффиноговой группы ANCOR. Выводы основаны на онлайн опросе почти тысячи HR-специалистов, занятых в подборе персонала в различных сферах – от промышленности, строительства и сельского хозяйства, до сферы услуг, торговли и ИТ.
Поколение, рожденное в нулевых, выходит на рынок труда и меняет сложившиеся правила найма сотрудников, подтверждают специалисты HR-отрасли. Основная особенность – в том, что они, в отличие от предшественников, не боятся остаться без работы, меньше сфокусированы на карьерном росте и склонны «искать себя». Эти особенности поколения – вторая по распространенности причина отказа работодателей принимать на работу молодых сотрудников (30% по данным опроса). Первая – слишком высокие зарплатные ожидания для специалиста без опыта работы (с этим столкнулись 47% HR).
Однако сложившийся на рынке труда кадровый голод вынуждает организации и компании искать плюсы в том, чтобы трудоустраивать зумеров – 35% респондентов исследования отмечают, что основная причина найма молодежи – нехватка персонала. 78% опрошенных также находят плюсы в том, что получают возможность «вырастить» нужного специалиста с нуля.
Основным инструментом привлечения молодежи остается приглашение на практику – им пользуются 69% опрошенных представителей работодателей. 35% участвуют в ярмарках вакансий, а еще 35% проводят оплачиваемые стажировки.
«Тенденция действительно складывается таким образом, что все больше работодателей рассматривают инструмент стажировок в качестве способа привлечения молодежи в штат. В прошлом году на платформе «Россия – страна возможностей» мы запустили проект «Профразвитие». Он призван помочь не только молодежи начать карьеру со стажировки в проверенных компаниях, но и работодателям в поисках подходящих сотрудников. Участие в проекте облегчает организациям поиск стажеров из числа студентов, выпускников и молодых специалистов. Отмечу, что 75% актуальных стажировок каталога проекта оплачиваются, а многие работодатели рассматривают стажеров в качестве будущих работников и готовы трудоустроить их после удачного прохождения стажировки», – рассказывает первый заместитель генерального директора президентской платформы «Россия – страна возможностей» Алексей Агафонов.
«Важно отметить, что треть работодателей считают оплату стажировок не обязательным минимумом, а инструментом стимулирования, который привлекает молодежь. Хотя оплата стажерам – это стандартная практика для большого количества компаний сейчас, а, следовательно, и для молодых кандидатов», – говорит руководитель практики развития и продвижения Бренда работодателя ANCOR Виктория Старостина.
На вопрос, каким критериям должен соответствовать молодой специалист без опыта работы, чтобы претендовать на трудоустройство, российские HR отвечают, что ценят умение обучаться, высокую мотивацию и ответственность. Профильное образование, наличие профессиональных навыков, средний балл в учебе и личностные компетенции также играют важную роль. При этом 49% компаний не обращают внимание, какой университет окончил молодой специалист. Однако большая часть опрошенных (51%) отмечают, что вуз имеет значение (и речь идет не только о профильных специальностях). В пятку лидеров российских вузов по мнению опрошенных работодателей вошли НИУ ВШЭ, МГУ, Президентская академия, МГТУ и Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации.
Озвучили работодатели и ошибки, которые юные кандидаты совершают при трудоустройстве: чрезмерная уверенность в своих силах, опоздания на встречи и собеседования, неграмотно составленное резюме, непонимание вакансии и требований, низкий уровень владения универсальными навыками (soft skills), отсутствие знаний о компании, неопрятный внешний вид, неуверенность в себе, неспособность справиться с волнением и страхом, неуместное поведение.
По данным исследования президентской платформы «Россия – страна возможностей» и ANCOR самым популярным источником поиска молодых кадров называют сайты поиска работы – их используют 58% респондентов. Компании также активно сотрудничают с образовательными учреждениями – 55%. Примечательно, что еще 55% считают знакомства и «сарафанное радио» важным источником привлечения молодых сотрудников. Чуть менее активно HR используют соцсети и мессенджеры (49%), собственные сайты (40%), государственные сервисы (22%) и кадровые агентства (18%).
Как отмечает Алексей Агафонов, проект «Профразвитие» президентской платформы «Россия – страна возможностей» может стать эффективным каналом поиска молодых соискателей: уже несколько лет команда работает над развитием цифровой платформы – удобного инструмента для HR, который дает возможности не просто получить резюме, но запросить конкретные данные соискателей. Кроме этого, в рамках президентской платформы действует проект «Центры компетенций», который разрабатывает собственные тесты для оценки гибких навыков. Отчет по компетенциям дает работодателю возможность увидеть, как уже прокачанные навыки, так и зоны роста потенциального стажера. И, конечно, у партнеров есть возможность давать свои задания соискателям – будь то вопросы для сопроводительного письма или видеовизитки, кейсов или тестирования, чтобы оценить соответствие кандидата предложенной стажерской вакансии.